Правовая система состоит из различных отраслей права, каждая из которых имеет свой предмет и особый метод правового регулирования отношений, образующих содержание данного предмета. В структуре правовой отрасли выделяются нормы, институты, субинституты, подотрасли, которые, в свою очередь, образуют ее общую и особенную часть. Как отрасли права, так и их структуры формируются не одновременно: в зависимости от стадии государственного и общественного развития происходят определенные изменения в их сущности и назначении, появляются новые отрасли или подотрасли права, а некоторые из них исчезают.
Однако новые отрасли, подотрасли и правовые институты формируются не по субъективному усмотрению, а по объективным предпосылкам, т.е. в зависимости от сложившихся социально-экономических отношений и политической системы на том или ином этапе развития общественного строя.
В 1991г. в жизни Узбекистана произошло огромной значимости историческое событие, связанное с переходом к качественно новому этапу социально-экономического и государственного строительства. Природа общества, в которое вступила наша республика, характеризуется отказом от господствующего положения государственной собственности в системе экономики, функционированием различных форм (плюрализм) собственности, развитием на их основе рыночных отношений, отказом от административно-командных методов и использованием соответствующих демократических форм в системе управления обществом.
В Конституции независимого Узбекистана нашли закрепление такие важнейшие вопросы, как государственный суверенитет, народовластие, внешняя политика, права и свободы граждан, экономическая система республики, национально-государственное и административно-территориальное устройство, система органов государственной власти и др.
Основные черты нового государственного строительства характеризуются тем, что Узбекистан, провозгласив свою приверженность к правам человека и принципам государственного суверенитета, строит гуманное правовое государство. Источником государственной власти является народ Узбекистана, состоящий из граждан независимо от их национальности. Система государственной власти теперь впервые основывается на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Общественная жизнь в республике развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. В отличие от прежней общественной системы, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.
Эти перемены сопутствовали изменению самой сущности права и оказали прямое воздействие на правовую систему. Если прежде право рассматривалось как воплощение воли экономически господствующего класса и выполняло функции социально-классового регулятора, то теперь оно выражает волю всего народа и служит интересам общества. Прежнее понимание сущности права оказалось не отвечающим потребностям жизни, да и просто в полной мере не соответствующим современной действительности.
Правовая система в целом, в зависимости от характера регулируемых отношений, делится на две основные категории – публично-правовую и частно-правовую. За последние годы произошли определенные изменения в самой системе права, в том числе частного права, в ее составе появились новые отрасли, подотрасли и институты. К их числу можно отнести, например, банковское право, хозяйственное право, предпринимательское право, коммерческое право, международное торговое право, в том числе корпоративное право и т.д.
Развитие в Республике Узбекистан права частной собственности и функционирование на его основе рыночных отношений оказали огромное воздействие на переосмысление сущности норм отраслей права, составляющих совокупность частного права. Прежде в нормах частного права преобладали элементы публичного права. Например, в Гражданском кодексе Узбекистана 1963 г., бывшего основным источником частного права, содержались нормы, ограничивающие частнопредпринимательскую деятельность, право частной собственности отсутствовало, ибо частная собственность с точки зрения марксистско-ленинского учения рассматривалась как источник эксплуатации чужого труда, юридическое лицо могло быть создано путем распоряжения или разрешения государственных органов, допускалось вмешательство государства в частные дела, почти отсутствовала свобода договора, договоры, как правило, должны были заключаться на основе государственных актов планирования и т.п. По такому принципу был построен содержание нормативных источников почти всех отраслей права, имеющих отношение к частному сектору.
Нормы действующего с 1 марта 1997 г. ГК РУз изложены в основном в соответствии с принципами частного права. Отправными предпосылками определения сущности и содержания норм ГК служат положения ст. 1 ГК: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты». Эти основополагающие принципы освободили граждан и их объединения от жесткого государственного регулирования. Они приобрели возможность самостоятельно определять правила собственного поведения по принципу: «дозволено все, что не запрещено законом». Это в полной мере касается корпораций – организаций, признанных юридическими лицами, основанных на объединенных капиталах и осуществляющих какую-либо хозяйственную и социально-полезную деятельность.
В системе права корпоративное право не выступает в качестве самостоятельной отрасли. Оно формируется в структуре частного права из правовых институтов и норм различных отраслей права: гражданского финансового, трудового, хозяйственного, предпринимательского, авторского права, отдельных правовых актов, регулирующих хозяйственную и корпоративную деятельность, а также международных правовых актов, регулирующих хозяйственную и корпоративную деятельность, признанных Республикой Узбекистан и включенных в национальную правовую систему. В таком качестве корпоративное право можно рассматривать как подотрасль гражданского права, состоящую из элементов в большой степени норм частного и в определенных пределах – публичного права.
Правовые основы деятельности корпорации, равно как и всех других юридических лиц, заложена в Гражданском кодексе Республики Узбекистан, а также иных законодательных актах о хозяйственных обществах и товариществах. Вместе с тем, несмотря на наличие определенного количества нормативных актов, все же имеют место пробелы в отношении корпоративного права. Уровень знаний и информации отстает пока от масштабов развития и возможностей производств частного сектора. Эти пробелы могут быть существенным сдерживающим фактором. Юристы-практики не всегда могут разрабатывать экономически самые эффективные правовые подходы в решении вопросов, связанных с деятельностью корпораций; судьи могут иметь затруднения в правильном и наиболее рациональном с точки зрения законодательства и права решении тонких спорных моментов деятельности корпораций.
В отечественной литературе вопросы, связанные с деятельностью корпораций, не освещены еще должным образом. Опубликованное в различных журналах и периодических изданиях определенное количество разрозненных статей освещают лишь отдельные аспекты деятельности корпораций и ее правового регулирования. Нет какого-либо единого источника информации, проливающего свет на различные вопросы, возникающие как у студентов, так и у правоведов-практиков, к которым они могли бы обратиться.
При советской системе права в учебных программах юридических вузов не предусматривалось преподавание корпоративного права. Оно не соответствовало применявшимся тогда административным методам управления в системе хозяйственной деятельности. Ныне ситуация изменилась. В Ташкентском Государственном юридическом институте преподавание корпоративного права введено как спецкурс с 2002–2003 учебного года. При этом учитывается, что потребность в знании юристами предметов частного, в том числе корпоративного, права повседневно растет. Это объясняется, прежде всего, усиливающимся процессом развития и функционирования в Узбекистане различных видов хозяйственных товариществ и обществ, в том числе акционерных обществ, создаваемых на основе разгосударствления и приватизации государственных предприятий, а потому необходимостью совершенствования норм корпоративного права и практики их применения, юридически компетентного разрешения корпоративных конфликтов и т.д.
Исходя из этих соображений, на кафедре «Международное частное право» ТГЮИ подготовлен учебник «Корпоративное право», который призван помочь студентам, преподавателям, руководителям и специалистам корпоративных организаций получить необходимые знания о сущности правовых институтов и норм корпоративного права и эффективно использовать их на практике.
Авторы надеются, что данный коллективный труд послужит делу повышения знаний будущих юристов о корпоративном праве. Вместе с тем мы будем глубоко признательны рецензентам данного труда и всем тем, кто своими пожеланиями и конструктивными советами будет содействовать повышению качества данного учебника при последующих его изданиях.